Когда ребенок начинает понимать речь взрослых

Дефекты речи: что пройдет само, а о чем нужно побеспокоиться. Советы логопеда-дефектолога

когда ребенок начинает понимать речь взрослых

Малыш в три года отказывается говорить и объясняется жестами. Первоклассник не может освоить «р» и несвязно излагает мысли. Ребенок хорошо разговаривает, но в школе начинаются трудности с чтением и письмом. Приходилось слышать или сталкиваться с подобным? Мы нашли специалиста, который рассказал, откуда берутся логопедические проблемы, как их можно избежать и решить.

Наталья Кислицина – логопед-дефектолог. Професиональную практику начинала в Беляевском детском саду «Веселка».  Большой опыт преобрела в одесском Центре развития и коррекции речи «LOQUAR», где работает и сейчас.

Доводилось заниматься  сложными случаями: с  гиперактивными, аутичными  детьми, с синдромом Дауна, восстанавливать речь взрослым, перенесшим тяжелые болезни. Год назад Наталья по просьбам многих родителей открыла логопедический кабинет в городе Теплодар.

 Вместе с коллегой Аленой Шаловило проводит в нем индивидуальные занятия, помогая детям говорить правильно и красиво.

— Если у малыша с рождения есть гуление, лепет, в полтора года появляются первые слова, в три — первые фразы, не беспокойтесь, — говорит Наталья. — Значит, развитие речи идет в норме. Но в пять лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае.

По словам специалиста, родители должны насторожиться, если ребенок к пяти годам:

 — использует  очень мало слов;

— неправильно выговаривает какие-то звуки;

— переставляет слоги в словах;

— неправильно строит фразы грамматически;

— не может последовательно и логично передать смысл высказывания;

— речь неотчетлива, смазана, как будто «каша во рту»;

— не хочет говорить, только показывает жестами;

— испытывает проблемы в общении с людьми;

Причины речевого отставания

Наш специалист отмечает, что истоки проблем могут заложиться даже в период беременности. Прием лекарств, инфекционные болезни, травмы мамы. Тяжелые, стремительные роды, асфиксия, — все это может влиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Могут сказаться и травмы ребенка (особенно головы), тяжелые инфекции, применение медикаментов, серьезные стрессы. В таких ситуациях, объяснила Наталья, мозг начинает работать на сохранение жизнедеятельности ребенка. Ресурса на развитие внимания, логики, мышления не остается. Поэтому  речевое развитие может страдать.

Часто дети не говорят, потому что у них нет мотивации. Они привыкли общаться жестами, указывая на предмет. Здесь есть доля вины самих родителей. Они потокают малышу, понимают его и не побуждают говорить.

В таком случае работает моторная память, а артикуляционный аппарат не развивается. Чем дальше, тем сложнее его будет завести.

Как помочь ребенку развить речь

В первый год жизни очень важен эмоциональный контакт с ребенком. Нужно с ним агукать, брать чаще на руки, колыхать, как делали это наши мамы-бабушки. Разговаривайте, пойте, играйте с ним. Таким образом мир ребенка будет наполнен постоянно звучащей, эмоционально насыщенной человеческой речью. Это важно.   

В помощь будет и многовековая мудрость – потешки. Сорока-ворона, Ладушки, Кую-кую ножку, Рельсы-рельсы — все это придумано не только ради забавы. Такие игры задействуют моторную зону речи, плюс малыш учится различать звуки, слушать ритмичность, плавность речи, ее выразительность и интонацию.

Эффективны речевые и предметные игры. Глина, пластилин, краски – вместе лепите, рисуйте, это все – развитие мелкой моторики и речи. Важно читать стихи (той же Агнии Барто), делать в конце строчек паузу, поощряя ребенка закончить.

Говорить дети учатся по подражанию. Обращайте внимание, какой пример общения вы подаете. Говорите отчетливо, грамотно, не быстро и не «сюсюкайтесь». Если вы искажаете речь, ребенок начнет так же отвечать. Разговаривайте, как со взрослым, и у него сформируется правильное восприятие речи.

Старайтесь ограничивать время игр ребенка с планшетом, телефоном, просмотра телевизора. Это односторонняя связь, в которой нет диалога. А для развития речи необходимо живое, двустороннее общение.

Когда бить тревогу

Дети должны разговаривать по возрасту. До полугода ребенок начинает «петь» гласные, повторять слоги. Молчит – начинайте тревожиться.

К году он уже должен понимать речь взрослых, говорить первые слова. Не только «мама». Это может быть набор звуков, привязанный чему-то. Например, малыш тянет руку к предмету и голосит «Дяяя!». Понятно, что это слово «дай». До полутора лет словарный запас должен активно пополняться. Стоит насторожиться, если новых слов долгое время нет.

В два-три года отдельные первые слова превращаются в короткие высказывания. Не просто «Дай!», а «Дай чашку!». Если ребенок не заговорил до трех лет, тут однозначно надо бить тревогу и консультироваться с логопедом.

Произношение звуков

Если ребенок после четырех не произносит каких-то отдельных звуков – это норма. Только к пяти годам все звуки должны встать правильно, проскочить «ж», «ш». Справиться с «л», «р» нужно до семи лет.

— Поставить звуки  можно в любом возрасте, даже взрослому, — говорит Наталья. — В моей практике были такие случаи. Девушка картавила, это очень мешало ей в работе, она связана с выступлениями на конференциях. За 10 занятий мы ввели «р» в ее активный словарь.

Наталья отмечает, что в логопедии нет нерешаемых проблем. Сейчас настолько много различных методик, что помочь можно каждому. Но нужно понимать: постановка речи — долгий и кропотливый процесс, и 70 % успеха зависит от работы родителей с детьми.

— Я всегда рекомендую родителям присутствовать на занятиях. Это для них возможность увидеть, на что необходимо обращать внимание дома, как контролировать речь ребенка, как мотивировать его говорить правильно. 

Есть переживания по поводу речи вашего ребенка? Приходите  на консультацию к Наталье Кислициной и Алене Шаловило. Специалисты предлагают индивидуальный подход к каждому. Стоимость занятий: на постановку звуков – 100 гривен, на развитие внимания, поведения – 150 гривен, вызывание речи – 200 гривен.  

Где: г.Теплодар, логопедический кабинет.

Телефоны:  096 165 38 93; 097 332 71 41  Наталья, Алена

Фото та відео Біляївка.City

Источник: https://bilyayivka.city/read/promo/6077/defekty-rechi-chto-projdet-samo-a-o-chem-nuzhno-pobespokoitsya-sovety-logopeda-defektologa

Мой ребенок до сих пор не начал говорить, что делать?

когда ребенок начинает понимать речь взрослых

Екатерина Ушахина

Ребенку полтора, два, а то и три года. «Когда же он заговорит?» — озадаченно спрашивает мама, а подразумевает: «заговорит как взрослый».

Под словами «ребенок не говорит» каждая мама подразумевает свое. Одни первый лепет малыша «мамама» считают словом «мама», другие называют неговорящим ребенка, который активно использует звукоподражания и простые короткие слова. Очень часто родители ожидают от детей намного больше, чем нужно.

Всему свое время

Речь — это сложная функция головного мозга, для развития которой необходимы время и благоприятные условия. Речь — это не только то, что ребенок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит.

Без паники!

Известный логопед и дефектолог Евгения Ершова написала книгу «Без паники!», которая поможет разобраться в том, как развивается речь вашего ребенка.

Эта книга поможет вам:

— перестать волноваться, когда действительно нет повода;

— развивать речь ребенка, но не подталкивать его, опережая естественный ход событий;

— не сравнивать вашего ребенка с другими детьми, а подмечать его развитие;

— а если что-то действительно идет не так — собраться с духом, осознать, что у ребенка есть речевые проблемы, и начать их решать.

Как развивается речь?

Практически каждая минута, проведенная родителями вместе с малышом, улучшает его речь.

Это может быть неочевидно: приготовили горячую кашу — и ребенку пришлось дуть на нее; угостили черешней — и малыш выплевывает косточки сам; играете в футбол — и он радостно кричит «гол!»; читаете книгу перед сном Казалось бы, всё это обычные, рутинные дела.

Но именно они развивают речь ребенка без особых усилий. Другими словами, для развития речи ребенка достаточно день за днем любить ребенка, проводить с ним время: играть, наблюдать и общаться.

Как же определить, своевременно ли развивается речь вашего крохи и стоит ли обращаться к специалистам?

К логопеду в два года:

— если не понимает речь взрослого;

— если не произносит никаких звуков;

— если не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;

— если речевой дневник завели, а записать в него нечего.

К логопеду в три года:

— если не строит предложения;

— если говорит на своем языке;

— если «каша» во рту;

— если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Три года — тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют и на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

Таблица появления звуков в речи малыша. Таблица из книги

Что делать, чтобы помочь развитию речи?

1. Развиваем артикуляцию

Вот так можно заниматься с ребенком каждый день.

— облизывать мороженое, замороженный йогурт или фруктовый лед (холод дает

ребенку возможность лучше почувствовать язык, а форма и размер мороженого заставляют язык подстраиваться и менять форму);

— выплевывать косточки от арбуза или черешни;

— перекатывать карамельку, мармелад, чернослив, курагу во рту;

— есть чернику и рассматривать синий язык в зеркале;

— кусать сочную грушу или персик так, чтобы не испачкаться соком;

— грызть морковку или большое яблоко;

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/07/17/moj-rebenok-do-six-por-ne-nachal-govorit-chto-delat/

Этапы развития речи, признаки нарушений речи, виды дефектов речи, центр развития ребенка (Киев, Украина)

когда ребенок начинает понимать речь взрослых

  • 2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);
  • 7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
  • 9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
  • 11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);
  • 2-3 года: появляются первые предложения;

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».

Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!

Представьте себе, что речь ребенка — это глина: пока она сырая — ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!

Признаки нарушений речи

  • к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
  • к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
  • к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
  • к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
  • к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
  • в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
  • в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

Виды дефектов речи

Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.

Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Итак логопед поставил вашему малышу диагноз.

Что же он обозначает.

Дислалия — это самое распространенное нарушение.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия — нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.

Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия — это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.

Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание — нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 — 2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания:

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегайте психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
  • не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
  • не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
  • не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Особенности: моторная алалия — ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; сенсорная алалия — ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Мутизм — прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Особенности: общий мутизм — ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм — своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм — состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.

Особенности:

  • дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
  • часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
  • с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
  • для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
  • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:

1-ый уровень — полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

Особенности:

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
  • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» — это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) — сидеть, «пать» (спать) — кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень

Особенности:

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.

Особенности:

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как перестать хотеть ребенка

Источник: https://teremok-kiev.com.ua/ru/etapi_razvitija_rechi.html

Речевое развитие ребенка в 1–3 года

  • Основные тенденции в развитии речи:
  • Темпы овладения речью

Становление речи ребенка проходит ряд этапов и вначале значительно отличается от речи взрослого.

Первые слова являются лепетными словами, по типу: «бо-бо», «ня-ня», «мо-мо», иногда ребенок использует обломки взрослых слов, например «ка», «пи», при том одно слово может означать десятки вещей. Также одно и то же слово в одной ситуации означает одно, а в другой ситуации — другое.

Связь между словами чрезвычайно своеобразна и напоминает ряд бессвязных восклицаний, переходящих друг в друга.

Например, детское слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости не важен, а для ребенка он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется, прежде всего, непосредственным ощущением и своим собственным опытом. После 12 месяцев речь ребенка начинает постепенно трансформироваться в привычную для нас.

Раннее детство — сензитивный (наиболее благоприятный) период для усвоения речи. Взаимодействие ребенка с взрослым, особенно при их совместном взаимодействии с предметами, служит источником формирования умения общаться с помощью слов.

Начиная со второго года жизни ребенок с поразительной быстротой и легкостью овладевает не только отдельными словами, но и правилами построения речи, всем богатством языка. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.

Первые слова ребенка адресованы взрослому и выражают элементарные просьбы или требования.

Основные тенденции в развитии речи:

1. Пассивная речь опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести. Сначала он понимает слова-указания («садись», «рядом»), затем — слова-названия («машинка», «мячик»), позднее наступает понимание инструкций и поручений («сядь рядом»), и наконец, понимание рассказов. В 13 месяцев ребенок понимает около 50 слов, а в 18 месяцев уже умеет говорить 50 слов.

2. К двум годам фонематический уровень овладения речью оказывается достаточно развитым: ребенок может различать слова, отличающиеся одной фонемой (одним звуком, например, «кит» и «кот»). Фонематический слух опережает развитие артикуляции: ребенок сначала научается правильно слышать речь, а затем правильно говорить.

3. Интенсивно развивается активная речь ребенка. Первыми словами ребенок называет значимых людей («мама», «папа»), движущиеся объекты («мяч», «машина»), знакомые действия («дай», «хватит»), знакомые состояния («нету», «мое»).

4. Между 18-м и 24-м месяцами часто происходит скачкообразный рост словарного запаса, так называемый «языковой взрыв». Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название, у него появляется желание «увеличить свой словарь». Ребенок часто указывает на разные предметы и спрашивает: «Что это?», «Кто это?». Стремится играть с родителями и другими людьми в игры, связанные с называнием объектов.

Кроме того, начинает активно пытаться произносить те слова, которые слышит. Видимо, этот «взрыв» связан с усовершенствованием навыков категоризации, каждое новое слово относится к некоей новой категории и поэтому его необходимо знать. Открытие взаимосвязи между словами и сигналами, получаемыми из социального мира, также влияют на этот процесс.

Дети могут начать усваивать за неделю больше новых слов, чем узнали за все месяцы, прошедшие с того момента, как начали говорить. К трем годам активный словарь ребенка достигает 1000–1500 слов.

5. Новые слова усваиваются по правилам:

• Название предмета, впервые услышанное ребенком, относится к целому объекту, а не к его частям и не к действию с ним. Например, слово «цветок» ребенок отнесет ко всему цветку, а не к его частям — листку, стеблю, к окраске цветка и не к совершаемому взрослым действию, касанию, например.

• Если объект уже имеет название и представляется под другим именем, то это новое название означает «подкатегорию» первоначального. Если, например, ребенок уже знаком со словом «цветок», а ему показывают на него и говорят, что это ромашка, то для него «ромашка» будет выступать как особый вид цветка.

• Контекст предложения помогает уяснить значение нового слова. Дети слышат незнакомые слова, заключенные в предложения, содержащие уже известные слова.

6. Примерно между полутора и двумя с половиной годами, вскоре после скачкообразного увеличения словарного запаса, дети начинают связывать слова между собой — появляются предложения, состоящие из 2–3 слов, так называемая телеграфная речь.

Чаще всего такие предложения состоят из двух слов, обозначающих два понятия: «папа вижу», «носок снять», «еще сок». Дети поначалу используют одну и ту же конструкцию для высказывания разных утверждений.

Например, ребенок может сказать: «Мама печенье», наблюдая, как мама ест печенье, но также и в случае, если он хочет, чтобы мама дала ему печенье. Ребенок оставляет только самые информативные слова, опуская все второстепенные.

Повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Речь ребенка начинает сопровождать его действия с предметами. Например, ребенок говорит о перемещении игрушек («мишка упал», «мячик укатился»). Эта речь на первый взгляд не обращена ни к кому, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования вербального мышления ребенка.

7. На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, и начинает усваивать грамматический строй речи.

8. К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов, любит слушать их в исполнении взрослых. Легко запоминает небольшие стихотворения и сказки, воспроизводит их. Пытается рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.

Ход речевого развития с рождения до 4 лет:

Средний возраст Демонстрируемое ребенком речевое поведение
12 недель Улыбка при обращенной к ребенку речи; гуление.
16 недель Поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса.
20 недель Произносит гласные и согласные звуки во время гуления.
6 месяцев Гуление превращается в лепет, который содержит звуки человеческой речи.
8 месяцев Повторяет некоторые слоги (например: «ма-ма»).
12 месяцев Понимает некоторые слова; может произнести от 5 до 30 лепетных слов и несколько обычных.
18 месяцев Может произносить до 50 слов.
24 месяца Словарь ребенка составляет 50–200 слов; употребляет некоторые фразы, состоящие из двух слов.
30 месяцев Словарь включает нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3–5 слов.
36 месяцев Словарь включает около 1000–1500 слов.
48 месяцев Хорошо освоены главные основополагающие аспекты языка.

Указанные сроки являются лишь средними показателями. Индивидуальные различия младенцев на начальных этапах речевого развития могут достигать нескольких дней и недель, а на поздних — нескольких месяцев.

Речь навык тренируемый (как развивать речь ребенка в 1-3 года), и сильно зависит от окружающей среды ребенка. Многократные исследования американских ученых показали, что интеллектуальный уровень ребенка в раннем детстве, зависит от разговоров с ним.

То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, насколько обширный словарный запас вы применяете, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Живые разговоры с ребенком это единственно эффективный способ развития его речи.

Никакие развивающие приложения и мультики его не могут заменить по объективным природным причинам.

Словарный запас ребенка зависит от степени насыщенности его «речевого окружения», которое в свою очередь, зависит от уровня образованности родителей и их желания (возможности) уделять время ребенку.

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков.

Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей.

Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого. Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

Источник: https://progressio.me/rech-1-3-goda/

Развитие речи у детей

Среди разных элементов развития ребенка особое внимание уделяется развитию речи. Оно протекает у разных детей очень по-разному в зависимости от темпов и от физического развития (физиологического развития речевого аппарата), и от развития психического.

Оценить, есть ли у ребенка задержка речевого развития, может только специалист – детский врач-невролог. Однако родителям полезно знать возрастные нормы – ведь родители лучше знают своего ребенка, наиболее внимательны и чутки к изменениям и при необходимости могут обратить внимание врача на возможные проблемы. 

Итак, ориентировочные нормы развития речи у детей:

Развитие речи у детей до года

Развитие речевого аппарата начинается уже у новорожденного. Ребенок с рождения видит лица взрослых и движения их губ, слышит их речь, и это первый шаг к формированию собственной речи. Уже через 2-3 недели после рождения ребенок начинает улыбаться во сне.

Ребенок в возрасте 1 месяц уже воспринимает речь, обращенную к нему. К двум месяцам ребенок реагирует на интонацию взрослого мимикой – улыбкой, плачем.

К трем месяцам ребенок начинает «отвечать» взрослому на улыбку и обращенную к нему речь «гуканьем» — произносит согласные «г», «к», «н», а также разные гласные звуки.

Смеяться ребенок впервые начинает к 4 месяцам. Также к этому времени он начинает узнавать лица и разделять взрослых на «своих» (тех, кого он видит постоянно, проживающих в одной квартире) и «чужих».

В пять месяцев ребенок может менять интонацию голоса. К полугоду он распознает знакомые голоса. У ребенка появляются в речи первые слоги – «ма», «ба».

В возрасте 7 месяцев дети уже хорошо управляют голосом, используют разные интонации и реакции, чтобы привлечь внимание взрослого. С удовольствием играют со взрослыми.

В восемь месяцев на смену гуканью приходит лепет. Ребенок повторяет одинаковые слоги по два раза («мама», «баба», «папа» и так далее).  Параллельно с речью развивается коммуникация при помощи жестов. Девятимесячный малыш играет в ладушки со взрослым, понимает некоторые жесты.

В возрасте 10 месяцев у ребенка уже формируется словарный запас. Как правило, в этом возрасте он пользуется одним или двумя словами, состоящими из повторяющихся слогов: «мама», «баба» и т. п. Со временем таких слов должно становиться больше.

Годовалый малыш использует уже 3-4 «лепетных» слова. Знает «своих» взрослых – может по просьбе врача показать, где мама или папа, хорошо знакомые предметы. Указывает пальцем на предметы. Этих признаков обычно достаточно, чтобы констатировать, что у ребенка задержки речевого развития нет.

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

Второй, не менее важный этап развития речи у ребенка – от года до трех. Это возраст, в котором дети начинают, собственно, говорить.

В 1 год 3 месяца ребенок уже использует 4-6 слов. Его понимание речи взрослого позволяет ему находить на картинках знакомые предметы, которые называет взрослый, выполнять простые просьбы без дополнительных жестов.

В полтора года словарный запас ребенка увеличивается до 10-20 слов. Как правило, в этом возрасте дети уже могут показывать некоторые части тела. К двум годам это умение развивается, ребенок может четко показать части тела, которые называет взрослый.

Возрастная норма развития речи для двух лет – словарный запас минимум из 50 слов. Увеличивается также количество звуков, которые может выговорить ребенок: в его речи появляются свистящие и шипящие звуки («с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч», «щ»). Однако «р» и «л» он, как правило, еще не выговаривает.

Двухлетний ребенок уже может использовать фразы из двух слов. Правильно применяет в речи местоимения («я», «ты»). Понимает инструкцию, состоящую из двух действий – например,  «подойди к бабушке и возьми у нее игрушку».

Возрастная норма развития речи в 3 года включает в себя словарный запас от 250 до 700 слов, и он постоянно увеличивается. В этом возрасте ребенок уже задает вопросы, что значит то или иное слово. Он с удовольствием слушает и понимает короткие рассказы и сказки, читает несложные стихи, поет песенки. Он даже может оценить свое и чужое произношение.

Трехлетний ребенок может назвать свое имя и возраст. Он использует в речи существительные, глаголы, простые предлоги и союзы, множественное число. Инструкции, которые он может выполнить, также усложняются, включают в себя предлоги: «положи игрушку на стол», «в ящик» и так далее.   

Что делать, если у ребенка задержка речевого развития

Задержка речевого развития может быть диагностирована у ребенка в разном возрасте и иметь совершенно разные проявления. Нужные рекомендации вам даст профильный детский врач, поставивший диагноз, – невролог, логопед. (Без диагноза ни о какой ЗРР речи идти не может – не подменяйте собой врача). Однако есть пять правил, применимых практически при любой задержке речевого развития. Они облегчат жизнь и ребенку, и родителям и позволят преодолеть проблему:

  1. Следовать рекомендациям невролога, не бояться дополнительных обследований у других детских врачей и назначенных медикаментозных средств. Обследования необходимы, чтобы исключить причины задержки речевого развития, не связанные с нарушениями работы нервной системы: например, плохой слух или проявления РДА (раннего детского аутизма). Причина задержки определяет возможное лечение. Поэтому, даже если ребенка направляют к детскому психиатру, не впадайте в панику, а сводите его к детскому психиатру – исключив психиатрическую компоненту, с задержкой развития речи будет работать намного проще. Что же до лекарств, они помогут нервной системе «наладить связь» с речевым аппаратом ребенка и преодолеть проблему быстрее и комфортнее.
  2. Заниматься с логопедом. Это в любом случае полезно – ребенок научится справляться со сложными для него звуками чисто механически, правильно дышать, не торопиться.
  3. Развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним пальчиковой гимнастикой. Это уникальная возможность помочь развитию речи ребенка, ведь уровень развития речи находится  в прямой взаимосвязи со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Сами упражнения и стишки для них можно найти в Интернете.
  4. Разговаривать с ребенком четко и плавно, не коверкая слова, не подгоняя его и не поправляя. Этого правила следует придерживаться всем членам семьи.
  5. Давайте ребенку общаться с детьми, которые уже хорошо разговаривают. Положительный пример позволит ему избавиться от страха перед неправильной речью.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько ребенок начинает улыбаться

Источник: https://www.pre-ambula.ru/nevrolog/razvitie-rechi

Малыш учится говорить. Развитие речи от 1 года до 3 летТекст

О.А. Новиковская, 2018

О.Р. Серебрякова, иллюстрации, 2011

Л.В. Двинина, иллюстрации, 2013

OOO «Издательство АСТ», 2018

Почему не всегда молчание – золото

воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого.

К. И. Чуковский

По наблюдениям специалистов, число детей с задержкой речевого развития, к сожалению, год от года растет. Причины этого – недостаточное внимание к малышу, его воспитанию, или состояние его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально-речевое общение взрослых с ребенком, то во втором необходимо лечение, а также регулярные занятия с логопедом.

По данным статистики, абсолютно здоровых детей рождается все меньше и меньше. Любая родовая травма, хроническое заболевание или слабая сопротивляемость организма, в результате чего ребенок часто болеет, могут повлиять на его общее развитие, и в первую очередь на развитие речи.

Маленький человек, появившись на свет, не обладает врожденным знанием родного языка. От природы ему дана только способность в первые годы жизни усвоить правила языка, на котором говорят окружающие. Эта способность реализуется лишь в процессе общения со взрослыми, когда ребенок пытается подражать их речи. Если он лишен такой возможности, то речь не формируется.

Подтверждением того, что без обучения и вне человеческой среды освоение речи и развитие других психических функций невозможно, может служить печальная судьба детей-«маугли». Последний такой случай был зафиксирован в 2004 году на Алтае.

Младенцы, вскормленные в логове волков и прожившие среди животных до трехлетнего возраста, навсегда лишились возможности научиться говорить по-человечески. Кроме того, они и на психическом уровне больше напоминали животных: мышление (умение рассуждать, обобщать и т. д.

) было не развито, отсутствовали высшие эмоции (любовь, дружба, сострадание и др.), а поведение определялось повадками вскормившего их животного.

Такие примеры свидетельствуют о том, что процессы развития речи и всех остальных отделов психики растущего человека тесно взаимосвязаны. Ведь слово – это не только единица речи, но и единица мышления. С помощью слов мы материализуем свои мысли: рассуждаем, анализируем, делимся умозаключениями с другими людьми.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта.

Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка обычно, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человека – специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

Кроме того, у 2–3-летнего ребенка, не владеющего речью, возникает множество других проблем, и одна из них – трудности в общении со сверстниками. Это влечет за собой сложность адаптации в детском коллективе. В результате маленький молчун чаще всего замыкается в себе, отказываясь от каких бы то ни было попыток вступать в общение с окружающими. У него формируется речевой негативизм – стойкое нежелание говорить, преодолеть которое даже специалисту будет очень непросто.

Книга, которую вы держите в руках, подскажет вам, что необходимо делать, если ваш ребенок «все понимает, но не говорит», на какие факторы риска, приводящие к задержке речевого развития, следует обратить особое внимание. Она также поможет вам проверить, как развивается ваш малыш, ориентируясь на общепринятые показатели развития детей от рождения до 3–4 лет.

Этапы развития речи

Почему происходит задержка речевого развития? Чтобы понять это, мы должны знать, как формируется речь у здорового, нормально развивающегося малыша.

Многие родители считают, что речь появляется в тот день, когда ребенок произносит свое первое слово. На самом же деле этому незабываемому дню предшествует длительный период, в течение которого малыш всматривается в лицо взрослого, слушает его, учится владеть собственными губами и языком.

Развитие речи у маленького человека происходит в два этапа:

1) подготовительный – от рождения до появления первых сознательно сказанных слов (примерно около года);

2) самостоятельный – ребенок активно говорит, учится строить фразы и предложения.

Подготовительный речевой этап

Источник: https://www.litres.ru/olga-novikovskaya/malysh-uchitsya-govorit-razvitie-rechi-ot-1-goda-do-3-le/chitat-onlayn/

Когда ребенок начинает говорить первые слова, как быстро научить ребенка говорить в 1, 2, 3 года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», — Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать.

И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.

Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Монтессори-школе «Золотая бусина»

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Источник: https://mchildren.ru/kak-bystro-nauchit-rebyonka-govorit/

Почему молчит ребенок: мнение логопеда — Телеканал «О!»

Все дети развиваются индивидуально и начинают говорить в разное время. Речевое развитие — один из самых волнующих вопросов для родителей. Почему в первые годы своей жизни малыш так и не заговорил? Мы уже обсуждали этот вопрос с психологом, а сегодня рассмотрим проблему под другим ракурсом. Своим мнением с «О!» поделилась логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Причины любых проблем и нарушений в речевом развитии кроются в биологических или социальных факторах либо в их сочетании, что усугубляет ситуацию.

Социальный фактор: дефицит общения

Главный социальный фактор, связанный с речевыми нарушениями, — недостаток общения родителей с ребенком. Причины тому могут быть разные: родители очень заняты и им просто некогда, приходя домой, они предпочитают браться за гаджеты, а дети делают то же самое, глядя на них.

Это не говорит об их нелюбви к ребенку, ведь с друзьями мы тоже нередко переписываемся вместо того, чтобы лишний раз встретиться и поговорить вживую. В подобной ситуации живого общения практически не происходит.

При этом родители очень стараются дать ребенку самое лучшее и много работают ради этого: они покупают ему красивую одежду, дорогие игрушки, выкраивают время, чтобы сводить его в кафе, театр, кино. Но у них часто не находится времени просто поиграть с малышом.

Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.

Когда малыш начинает познавать оружающий, вещественный мир, только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление.

Биологические факторы

На задержку речевого развития могут повлиять факторы, действовавшие еще до рождения ребенка, в период внутриутробного развития, а также во время и после рождения. Когда именно они стали действовать, не столь значимо.

Важно лишь выяснить причину нарушений, чтобы определиться с направлением и содержанием работы. В этом вопросе наследственность не имеет особого значения.

Например, если ребенок в три года молчит, его родителей не должно успокаивать то, что и его папа до этого возраста не говорил, а потом быстро догнал сверстников. Ведь причины молчания у папы и у ребенка могут быть совершенно разными.

Проблема со слухом

Это самая очевидная и проще всего выявляемая причина того, что ребенок не говорит. У малыша может быть полное отсутствие слуха или его снижение. Чтобы исключить эту проблему, нужно сделать аудиограмму, то есть измерить слуховую чувствительность специальными приборами.

Проблемы эмоционально-волевой сферы

Дети с расстройством аутистического спектра очень часто либо не говорят, либо не используют речь в качестве коммуникативной функции. То есть у них нет задержки речевого развития, нет мотива общения. Здесь я бы рекомендовала работать не столько с логопедом, сколько с психологом, неврологом, детским психиатром.

Неврологические нарушения

В некоторых ситуациях ребенок не может говорить физически. Это происходит из-за речедвигательных нарушений или проблем на уровне коры головного мозга, которые мешают малышу произносить определенные звуки, программировать речевое высказывание, связывать слоги в слова, а слова — в предложения. В этом случае я также рекомендую обратиться к неврологу, провести ряд аппаратных исследований. Но и без логопеда тут не обойтись.

Нарушения интеллекта

Эта проблема неотделима от нарушения речевого развития.

Если у ребенка есть задержка психического развития, это неминуемо сказывается и на его речи. Эта печальная причина часто исключается потому, что ее не хотят даже допускать.

А в раннем возрасте нарушения различных высших психических функций, к которым относятся речь и мышление, непросто дифференцировать.

Собственно задержка речевого развития

Пожалуй, это самая «безобидная» причина, потому что дети нередко со временем преодолевают эту проблему сами, без посторонней помощи. Она заключается в том, что речевые умения и навыки проявляются позже, чем должны и/или формируются более медленными темпами. Но эта «безобидность» обманчива: пока ребенку не исполнилось три года, практически невозможно определить, просто ли это темповая задержка речи или более серьезное нарушение, требующее немедленного вмешательства.

Я очень не рекомендую родителям прислушиваться к специалистам, которые советуют дожидаться трехлетия и только потом начинать работать с речью. Лучше заранее обратиться к логопедам за рекомендациями и делать все, чтобы стимулировать появление речи, а не только для исправления неправильно сформированной речевой сферы.

Говорите

Самое простое, что вы можете сделать, — много говорить с ребенком, комментируя все, что он делает и видит. Видим, что он посмотрел на собаку, говорим: «Собачка бежит», провожает взглядом автомобиль — «Машина едет, би-би!». Так будет постепенно формироваться связь между объектами и словами.

Подстраивайте свою речь под ребенка

Говорите медленно, интонационно выразительно, желательно на уровне глаз ребенка, чтобы он видел движения ваших губ. Артикулируйте при этом четко.

В том случае, когда из активной лексики у малыша только несколько лепетных слов типа «мама», «папа», «баба», давайте ему для повторения слова, максимально простые по артикуляции. То есть говорите не «машина», а «би-би», не «кукла», а «ляля», ему будет гораздо проще повторить их.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как мыть писюшку новорожденных девочек

Есть мнение, что не нужно заменять эти общеупотребительные слова на лепетные, упрощенные варианты. Я с этим не согласна: если ребенок не может произнести слово правильно, лучше дать ему тот вариант произнесения, который будет для него артикуляционно доступен, чем вообще ничего не делать.

Провоцируйте ребенка говорить

Делайте вид, что вы его не понимаете, в пределах разумного, конечно. Можно «не понимать», какую он хочет игрушку, конфетку, в какую сторону хочет идти. Для нас это способ вытянуть из него слово, особенно если мы знаем, что он может хоть что-то сказать. В важных вопросах так делать не надо: мы прекрасно понимаем, когда малыш хочет, есть, спать, когда ему больно или холодно.

Поощряйте любой вариант произнесения слова, ни в коем случае не делайте замечаний, с вашей стороны — только правильный образец и создание мотива, пусть он говорит его так, как может. Главное, чтобы ребенок начал использовать слова родного языка для коммуникации, для выражения своих мыслей.

Развивайте мелкую моторику

В коре головного мозга зоны, отвечающие за речевую и мелкую моторику пальцев рук, находятся рядом. И когда мы стимулируем одну область, то оказываем воздействие и на соседнюю. Поэтому я рекомендую лепку из пластилина и массаж рук, в том числе и при помощи различных щеточек, игольчатых мячиков.

Чем раньше будет найдена проблема, из-за которой ваш ребенок не говорит, тем лучше. Не пускайте ситуацию на самотек, не бойтесь показаться очень тревожными родителями и не стесняйтесь задавать вопросы специалистам.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9577

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

Один из самых распространенных вопросов, который задают мне родители — это какие возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста. В этой статье я подготовил ориентиры  по развитию речи для каждого возраста.

​​

:

С чего начинается речь? Конечно же, не со слов, а с общения. Уже в 9 месяцев ребенок активно общается с окружающими людьми: улыбка, жесты, взгляд . И в этом же возрасте начинает формироваться понимание речи. То есть дети начинают постепенно понимать просьбы и обращение взрослого к ним.

Что умеет ребенок к концу 1 года жизни

К концу первого года  жизни нужно обратить внимание на следующие навыки:

Контакт и невербальные ответы: взгляды, жесты, действия
Понимание речи, дети начинают отвечать на призывы взрослого.

Пример: ребенок откликается на имя, поворачивает голову, улыбается, смотрит на родителя, появляется готовность общаться.

Что должно насторожить внимательного родителя в возрасте одного года:

  • ребенок хмурый, мало улыбается, сосредоточен;
  • погружен в себя и мало обращается к внешнему;
  • не обращает внимания на громкие звуки и шум вокруг;
  • не проявляет интерес к близким взрослым;

То есть если не реагирует на звуки — не поворачивается, не реагирует — тревожный знак. Если не обращает внимания на свое имя — это тоже должно насторожить.

К какому специалисту стоит обращаться в подобной ситуации?

Начинать нужно с педиатра или невролога. Если маму что-то беспокоит, а врач советует ждать и ничего не делать, можно проконсультироваться с несколькими специалистами, чтобы получить точную картину. Возможно. в вашем окружении есть специалисты по раннему развитию.

Вашему малышу уже полтора года

С каждым днем он все лучше понимает речь. Легко выполняет несложные просьбы: достань, отнеси, принеси, смотри, пойдем читать книжку, найди собачку, покажи маму или папу.

Общение и контакт с ним становятся все лучше. Родителям не составляет труда понять, почему например, ребенок плачет. У ребенка очень развиты жесты, взгляды, действия. В этом возрасте родители часто говорят: он все понимает, но ничего не говорит.

Появляется имитация. Дети повторяют действия взрослых. Если ребенок заболел, и мама его полечила какими-то лекарствами. ребенок начинает повторять эти действия. Или мама открывает дверь ключом, ребенок повторяет.

Имитация становится в этом возрасте сильной стороной, родители говорят: ребенок за нами все повторяет.

Повторяет действия, а потом появляются новые жесты и движения, важные для общения. Например, машет ручкой: привет, пока. Или мотает головой: нет. Появляются первые слова, они еще очень простые: мама, папа, дай, да, нет. Слова состоят из одного-двух слогов, например “би-би” — машинка, “ам” — кушать.

Выполнение простых просьб: покажи, дай мне, подойди, сядь не должно составлять труда.

В этом возрасте очень важна игра. Игры с просматриванием книг, имитационные: посади куклу, покатай машинку и т.д. Это становится возможным, если есть понимание речи и имитация.

Если в полтора года есть проблемы с пониманием и контактом — нужно срочно обращаться к специалисту: педиатру, неврологу, дефектологу. И если есть трудности с повторением действий, движений — это обязательно нужно брать на заметку и задуматься, почему.

Два года — первая фраза

Считается, что именно два года — возраст, когда должны появиться фразы из двух-трех слов. Эти фразы могут быть очень простые: “мама, ам!” Но с каждым днем, их становится все больше, и они становятся более сложными, очень важно, чтобы ребенок их использовал для общения.

Большую роль в появлении фраз играет навык имитации. Раньше ребенок имитировал действия, а теперь начинает повторять слова, собирать в предложения и говорить фразами. Слов становится больше и больше . Имитация становится очень сильным навыком: дети повторяют действия, слова, жесты.

И активно развивается игра. Она становится более развернутой и процессуальной.

То есть раньше были отдельные действия, а сейчас появились цепочки действий, простые сюжеты (игры с игрушками): мальчики раньше катали машину, а теперь заезжают в гараж, выезжают, едут по дороге, заправляются, кого-то сажают и едут опять в гараж.

У девочек могут быть цепочки действий с куклами. Такая достаточно сложная для этого возраста игра становится возможной на основании понимания речи, повторения за взрослыми, развития понимания и мышления.

Конечно, если в два с лишним года еще нет фразы, нужно этим заняться. Задать вопрос: «Почему этого не происходит, что мешает?». Фразой можно считать сочетание двух и более слов между собой.
“Мама, ам” или “мама, дай”, “кати машинку” — это все фразы. Отсутствие такой фразы в два года — повод проконсультироваться со специалистом.

Но важно понимать, что все индивидуально. На развитие речи могут повлиять частые болезни в раннем возрасте или серьезное, длительно заболевание, как например, пневмония. Также, если было позднее развитие понимания речи, соответственно сдвинется появление фраз.

Поэтому, если в обиходе есть простые слова, которыми ребенок пользуется, а фраза не появилась — это задача. которую можно поставить. Важно не совершать типичных ошибок родителей особых детей.

Повод обратиться к специалистам:

  • нет первых слов и простой фразы;
  • нет понимания речи;
  • трудности с контактом и общением;

Важно помнить — на все нужно время. Если сейчас нет контакта или понимания речи, на их появление нужно время — значит в дальнейшем задержка будет только расти. Если мама не может занять ребенка, найти с ним контакт и совместное занятие, также нужно время, чтобы эти навыки появились.

В этом возрасте при наличии проблем обращаемся к педиатру, неврологу. Можно обратиться к специалистам по раннему развитию. Ходим в школы раннего развития, часто толчок в развитии речи дает детский сад. Важную роль в помощи в развитии речи начинают играть педагоги. Также могут помочь психолог, логопед, дефектолог.

3 года — длинные фразы и ответы на вопросы

Речь ребенка становиться грамматически оформленной. Навык имитации в этом возрасте становится более сильным и крепким. Дети начинают начинают активно использовать предлоги, правильно употреблять окончания. Появляются распространенные предложения из трех и более слов.

Фразы ребенок использует в игре, быту, со знакомыми и незнакомыми людьми. Понимание речи становится настолько хорошим, что ребенок начинает понимать последовательность действий, растет уровень мышления и психических процессов, становится доступным понимание не только того что перед глазами и вокруг, но и в прошлом и будущем. Ребенок начинает понимать настроение, учится согласовывать свои действия с мнением окружающих. Общение выходит на уровень беседы. Дети задают много вопросов.

Обязательные навыки в этом возрасте — хороший контакт с близкими людьми, хорошее, понимание речи, использование предложений из нескольких слов, умение играть и радостно проводить время. .

4 года — сюжетные игры

Ребенок говорит уже очень хорошо. В его речи есть предложения из трех и более слов согласованных между собой.

Это время сложных сюжетно- ролевых игр, с пониманием причинно-следственных связей: больница, магазин, парикмахерская и др.. Ребенок с удовольствием берет на себя роли и следует им, например, больной и доктор, продавец и покупатель и т.д.

У логопедов появляется новая цель — коррекция звукопроизношения, наступает время определять и исправлять нарушенные звуки.

И если все еще нет каких-то из предыдущих навыков (контакта, понимание речи, игр с предметами и игрушкам), это серьезная проблема, так как на появление навыков нужно время, а оно ограничено. К школе ребенок должен не только развить речь, но и скорректировать произношение звуков, развить память, внимание, логическое мышление. На все это нужно время.

Скачать электронную книгу – «Путеводитель по речи». Эта книга написана для родителей детей, у которых есть сложности с развитием речи или с общением. Если у Вас родился ребенок. И Вас что-то беспокоит в его поведении, в развитии, то эта книга для Вас.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/vozrastnye-normy-razvitiya-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?

Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга. Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);

— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);

— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);

— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);

— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)

— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);

— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам. Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.

Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д.

, чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи.

Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

— включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;

— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;

— помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю.

От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком.

В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-govorit-hota-ego-sverstniki-uze-boltaut-kuda-bezat-i-cto-delat

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мое солнышко